Российская банковская система после Октябрьской революции 1917г.
система сельскохозяйственного кредита – Центральный сельскохозяйственный банк, республиканские банки и общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита.
К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось 1211 банковских учреждений (без кредитных кооперативов). Из них на долю спецбанков приходилось 752 учреждения (62%), тогда как Госбанк имел 459 учреждений (38%).
Таким образом, в восстановительный период идея “единого банка” оказалась забытой. Возникшие наряду с Госбанком СССР специальные 6анки оказались по сути дела коммерческими. Нео6ходимость в такой структуре банковской системы о6условливалась особенностями рыночных отношений периода НЭПа.
Однако во второй половине 20-х годов в связи с отказом от НЭПа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея “единого банка”. В итоге дальнейшее развитие банков было подчинено именно этой идее.
Но на данном этапе идея “единого банка” реализовывалась уже с иной целью, нежели в послереволюционный период: не для создания предпосылок перехода к безденежным отношениям, а для централизации управления экономикой командно-административными методами. Реализация нового варианта “единого банка” потребовала прежде всего коренной перестройки сложившейся в период НЭПа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927 по 1932 г. Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. “О принципах построения кредитной системы”,
которым предусматривалось ограничение круга деятельности специальных банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Госбанка СССР.
Теперь специальные банки, сформировавшиеся в годы НЭПа в качестве коммерческих и широко привлекавшие клиентуру из разных отраслей хозяйства, в перспективе должны бьии ограничить свою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированию капитальных вложений.
Но пока на них возлагалось выполнение следующих задач:
· на Промбанк –
долгосрочное и краткосрочное кредитование государственной промышленности (за исключением предприятий, кредитующихся в Госбанке);
· на Электробанк –
долгосрочное и краткосрочное кредитование электрохозяйства;
· на
систему сельскохозяйственного кредита во главе с Центральным сельскохозяйственным банком –
долгосрочное и краткосрочное кредитование сельского хозяйства;
· на кооперативные банки – кредитование всех видов кооперации (за исключением кооперативных организаций, кредитующихся В Госбанке);
· на Цекомбанк
и местные коммунальные банки – долгосрочное и краткосрочное кредитование коммунального и жилищного хозяйства, а на местные банки кредитование промышленных 'и торговых предприятий местного значения.
Этим же постановлением на Госбанк было возложено непосредственное руководство всей банковской системой. Конкретно это означало, что представители Госбанка стали участвовать в советах и ревизионных органах банков и кредитных учреждений с участием государственного капитала. Госбанк получил право непосредственного наблюдения за использованием банками открываемых им кредитов и за их направлением в конкретные отрасли народного хозяйства в соответствии с правительственными директивами.
Постановлением от 15 июня 1927 г. был реализован принцип “один клиент - один банк”. Это означало, что клиенты, как правило, должны были пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности.
Краткосрочные операции спецбанков постепенно свертывались. Спецбанки становились цреимущественно банками долгосрочного кредитования. Как это происходило, можно показать на примере Промбанка.
Сначала (192б г.) при банке был создан отдел долгосрочного кредитования. Затем (февраль 1928 г.) банк реорганизуется в специальный Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства
(БДК). При этом Электробанк
ликвидируется, а его долгосрочные операции передаются БДК. Одновременно к БДК перешли долгосрочные операции, ранее совершавшиеся Госбанком.
В отношении же долгосрочного кредитования и финансирования предприятий местной промышленности сохранялся прежний порядок: они продолжали обслуживаться коммунальными банками.
Значительная часть долгосрочных операций совершалась за счет бюджетных ассигнований. На 1 октября 1928 г. их доля в ресурсах БДК составила 60%. Принимая во внимание столь высокий уровень бюджетных ассигнований в источниках долгосрочного кредита, правительство возложило на БДК осуществление контроля не только за расходованием бюджетных средств, но и за ходом строительства. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7