Внешнеторговая политика: цели, формы. Протекционизм и либерализация внешней торговли.
Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
Внешнеторг. политика
— целенаправленное воздействие гос-ва на торговые отн. с другими странами.
Эти цели могут носить долговременный и кратковременный хар-р. Наиболее распространенные цели
внешней политики: а)
обеспечение экон. роста; б)выравнивание структуры платежного баланса; в)обеспечение стабильности нац. валюты; г)
изменение стратегии и тактики включения страны в МРТ; д)
сохранение полит. и экон. независимости страны; е)
сохранение экон. и военного превосходства.
Существуют две основные
формы
внешнеторговой политики государства: - фритредерство, или политика свободной торговли; - протекционизм.
Фритредерство
— политика гос-ва, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экон. обмена.
Протекционизм
– политика гос-ва, направленная на защиту отечественных производителей от иностр. конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экон. автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.
В реальности фритредерства и протекционизма, в чистом виде не проводится, а действуют как тенденции. В
мировой торговле господствуют смешанные формы
внешнеторговой политики, предполагающие взаимо
действие двух вышеназванных тенденций,
каждая
из
которых преобладает в опр. периоды развития региональной и мировой торговли. В 50-60-е годы преобладали тенденции к либерализации, а в
70-80-е годы отмечена волна «нового» протекционизма. В 90-е годы в мировой торговле доминировала политика свободной торговли. Протекционизм часто приобретает специфический регион. характер: внутри экон. интеграционных объединений происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, но одновременно усиливается дискриминационный режим в отношениях с
III странами. При этом: а) происходит постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования»; б) на региональном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины в случаях нанесения «значительного ущерба» нац. пром., пострадавшей от импорта иностр. товаров.