Современные финансовые средства

Ps-j.ru

Внешнеторговая политика: цели, формы. Протекционизм и либерализация внешней торговли.

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторг. политика

— целенаправленное воздействие гос-ва на торговые отн. с дру­гими странами.

Эти цели могут носить долговременный и кратковременный хар-р. Наиболее распро­страненные цели

внешней политики: а)

обеспечение экон. роста; б)вырав­нивание структуры платежного баланса; в)обеспечение стабильности нац. валюты; г)

изменение стра­тегии и тактики включения страны в МРТ; д)

сохранение полит. и экон. независимости страны; е)

сохранение экон. и военного превосходства.

Существуют две основные

формы

внешнеторговой политики государства: - фритредерство, или политика свобод­ной торговли; - протекционизм.

Фритредерство

— политика гос-ва, направ­ленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экон. обмена.

Протекционизм

– политика гос-ва, направленная на защиту отечественных производителей от иностр. конкуренции. В своей крайней форме про­текционизм принимает форму экон. автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт толь­ко теми товарами, производство которых в данной стра­не невозможно.

В реальности фритредер­ства и протекционизма, в чистом виде не проводится, а действуют как тенденции. В

мировой торговле господствуют смешанные формы

внешнеторговой политики, предполагающие взаимо­

действие двух вышеназванных тенденций,

каждая

из

которых преобладает в опр. периоды развития региональной и мировой торговли. В 50-60-е годы пре­обладали тенденции к либерализации, а в

70-80-е годы отмечена волна «нового» протекционизма. В 90-е годы в мировой торговле доминировала политика свободной торговли. Протекционизм часто приобретает специфический регион. характер: внутри экон. интег­рационных объединений происходит либерализация об­мена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, но од­новременно усиливается дискриминационный режим в отношениях с

III странами. При этом: а) проис­ходит постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, вопло­щенного в системе «режима наибольшего благоприят­ствования»; б) на региональном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования, позволяю­щие повышать таможенные пошлины в случаях нанесе­ния «значительного ущерба» нац. пром., пострадавшей от импорта иностр. товаров.