Современные финансовые средства

Ps-j.ru

Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели и формы.

Интеграция – это процесс сращивания экономических механизмов ряда национальных экономик, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами.

Предпосылки интеграции:

1.интернационализация внешнеэкономической деятельности;

2.углубление МРТ;

3.научно-техническая революция (сокращается жизненный цикл товара => рынок сбыта нужно постоянно увеличивать);

4.повышение степени открытости национальных экономик.

Условия экономической интеграции:

1.географическая близость интегрирующихся стран;

2.близость уровней экономического развития и системы хозяйствования (уровень развития определяет структуру);

3.обширность экономических проблем и задач, стоящих перед странами, вступающими в интеграционную группировку. Есть два второстепенных фактора:

а) демонстрационный – когда группировки показывают экономический рост;

б) опасения – если опасаются, что интеграционные группировки возведут барьеры для других стран (пошлины, налоги).

Задачи интеграционных группировок:

1.использование преимуществ экономики масштаба;

2.увеличение емкости внутреннего рынка (расширение рынка сбыта, увеличение платежеспособности);

3.проникновение на новые рынки (актуально, если между странами существуют административные границы);

4.содействие реструктуризации экономики и поддержка молодых отраслей национальной экономики (применение опыта соседних государств в различных молодых отраслях).

Типы экономических интеграционных группировок (каждый тип является этапом)

Преференциальное соглашение –

или специальный начальный этап. Он предполагает предоставления режима наибольшего благоприятствования в области торговли. Специальные органы не создаются, регулирование осуществляется на основе двусторонних соглашений.

Зона свободной торговли

(ЗСТ) - пред­ставляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной тор­говле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В от­ношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государст­во-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

В таможенный союз

, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза прово­дят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли (установление ставок). Существуют три вида ставок:

а) генеральная – устанавливаемая для стран, с которыми не заключены ни какие соглашения в области торговли;

б) минимальная (средняя) – устанавливается для стран, с которыми заключены соглашения о режиме наибольшего благоприятствования;

в) преференциальная – применяется в отношении наименее развитых стран (29 шт.).

Общий рынок

возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не толь­ко во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей си­лы и капитала. Регулируется: секретариат, совет министров.

Экономический союз

предполагает в допол­нение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участни­цами единой экономической полити­ки, создание системы межгосударственного регулирования соци­ально-экономических процессов. Регулируется: секретариат, совет министров, межнациональный комитет по интеграции. Перейти на страницу: 1 2