Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели и формы.
Интеграция – это процесс сращивания экономических механизмов ряда национальных экономик, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами.
Предпосылки интеграции:
1.интернационализация внешнеэкономической деятельности;
2.углубление МРТ;
3.научно-техническая революция (сокращается жизненный цикл товара => рынок сбыта нужно постоянно увеличивать);
4.повышение степени открытости национальных экономик.
Условия экономической интеграции:
1.географическая близость интегрирующихся стран;
2.близость уровней экономического развития и системы хозяйствования (уровень развития определяет структуру);
3.обширность экономических проблем и задач, стоящих перед странами, вступающими в интеграционную группировку. Есть два второстепенных фактора:
а) демонстрационный – когда группировки показывают экономический рост;
б) опасения – если опасаются, что интеграционные группировки возведут барьеры для других стран (пошлины, налоги).
Задачи интеграционных группировок:
1.использование преимуществ экономики масштаба;
2.увеличение емкости внутреннего рынка (расширение рынка сбыта, увеличение платежеспособности);
3.проникновение на новые рынки (актуально, если между странами существуют административные границы);
4.содействие реструктуризации экономики и поддержка молодых отраслей национальной экономики (применение опыта соседних государств в различных молодых отраслях).
Типы экономических интеграционных группировок (каждый тип является этапом)
Преференциальное соглашение –
или специальный начальный этап. Он предполагает предоставления режима наибольшего благоприятствования в области торговли. Специальные органы не создаются, регулирование осуществляется на основе двусторонних соглашений.
Зона свободной торговли
(ЗСТ) - представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.
В таможенный союз
, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли (установление ставок). Существуют три вида ставок:
а) генеральная – устанавливаемая для стран, с которыми не заключены ни какие соглашения в области торговли;
б) минимальная (средняя) – устанавливается для стран, с которыми заключены соглашения о режиме наибольшего благоприятствования;
в) преференциальная – применяется в отношении наименее развитых стран (29 шт.).
Общий рынок
возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы и капитала. Регулируется: секретариат, совет министров.
Экономический союз
предполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. Регулируется: секретариат, совет министров, межнациональный комитет по интеграции. Перейти на страницу: 1 2