Проблемы участия России в международных экономических организациях.
Россия принимает участие в более чем 300 организациях. Условно их можно разделить на три группы:
1. Организации системы ООН;
2. Специализированные экономические и научно-технические организации ООН;
3. Многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения.
Для России представляют интерес следующие программы ООН:
1. Программа развития ПРООН – предоставляет консультационные услуги переквалификации руководителей предприятий с учетом требований рыночной экономики, привлечение дополнительных ресурсов двусторонних и многосторонних «доноров»;
2. Детский фонд ЮНИСЕФ – гуманитарная медицинская помощь, содействие в реорганизации здравоохранения и социальной защиты детей;
3. Программа промышленного развития ЮНИДО – содействие хозяйственным реформам в российской промышленности;
4. Международная организация труда (МОТ) – внедрение концепции социального партнерства, помощь в обзоре рынка труда, совершенствование статистики труда, обучение кадров;
5. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – программы по ликвидации последствий чернобыльской аварии, борьбе со СПИДом, охрана окружающей среды.
Россия сотрудничает со Всемирным банком, в 1992 г. Россия присоединилась к МВФ и МБРР, к международной финансовой корпорации и Европейскому банку реконструкции и развития. МВФ и МБРР – ведущие кредиторы России. В 1992-1998 гг. МБРР предоставил кредиты на сумму 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта. Международная финансовая корпорация играет заметную роль в содействии рыночным реформам (приватизация).
Главная задача Всемирного банка – обеспечение эффективного использования средств, следовательно, получение каждого следующего кредита для России сложнее, так как Всемирный банк помогает странам с временными трудностями в уравновешивании платежного баланса, а Россия рассматривала его кредиты как спасение от экономического и финансового кризиса. ЕБРР кредитует в основном частный сектор. В 1992 г. Россия получила статус наблюдателя в ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). На сегодняшний день стоит вопрос о вступлении России в ВТО, но признание правил игры ВТО может повлечь существенные изменения внутри страны – в экономике, в экономической политике государства, правовом обеспечении предпринимательской деятельности, вывозе капитала, защите прав собственности. А без вступления в ВТО дальнейшая интеграция в мировое хозяйство невозможна. Россия вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Она принимает участие в рассмотрении вопросов урегулирования долгов развивающихся стран (возможно России удастся вернуть свои долги).
Россия принимает участие в работе Лондонского клуба. Возникает следующий парадокс: в банках, участвующих в Лондонском клубе ведутся счета долгов России, но в тех же банках лежат не меньшие деньги теневого и криминального капитала.
Россия участвует в ежегодных встречах стран «Большой Восьмерки», но не принимает участия в обсуждении валютно-финансовых проблем.