Планирование как наука. Ее объект, методы и предмет.
Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессии) и искусством.
Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Понятие «наука» включает:
- деятельность по получению нового знания;
- результат этой деятельности (сумму полученных к данному моменту научных знаний).
Цели науки
– описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (теоретическое отражение действительности).¹
Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно- календарное планирование, всесторонне разработаны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирование на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом пока находится в стадии формирования. Тем не менее, роль науки планирования, как потребность в ней со стороны общественного производства, возрастает. К факторам, обуславливающим возрастающую роль науки планирования, можно отнести:
ü Рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, что требует улучшения координации процессов производства, распределения, обмена и потребления;
ü Рост числа управленческих кадров, который усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке;
ü Расширение и усложнение международных связей;
ü Изменение методов хозяйствования, переход к рыночным отношениям, что требует кардинальной перестройки системы планирования на всех уровнях управления экономикой;
ü Развитие научно – технического прогресса;
ü Морально-политические аспекты, связанные с необходимостью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни, повышения материальной и моральной заинтересованности работников и т.п.
Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований.
Предмет
определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения.
В качестве предмета планирования, как науки, выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.
Методы науки
планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов этой науки входят:
I
.Конкретно-исторический подход.
Предусматривает изучение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования в странах Запада, например США, принципиально отличается от стран Востока, например, Японии.
II
. Системный подход.
Системный подход предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, возможность разделения системы на подсистемы и исследования их взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как на все другие подсистемы, так и на систему в целом.
Суть системного подхода вытекает из его принципов:
ü Динамичность системы
ü Взаимодействия, взаимозависимости явлений и элементов системы
ü Комплексности
ü Целостности
ü Иерархичности
ü Главного звена
III
. Комплексный подход.
Так же, как и системный, он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, поскольку реализуется с помощью системного.
Комплексный подход предусматривает:
- совместное использование методов исследований нескольких наук; Перейти на страницу: 1 2