Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи. Во- первых, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики( фонды НИОКР). Во-вторых, расширить социальные услуги населению с помощью различно создаваемых специальных фондов.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом в Центральном банке или коммерческих банках.
С 1992г. в России начали действовать социальные и экономические внебюджетные фонды. К социальным относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др. К экономическим фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды финансового регулирования и др.
По Указу Президента Российской Федерации (от 22 декабря 1993г.) все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались а счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом Российской Федерации. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов. Рекомендовано и органам государственной власти субъектов Федерации включить аналогичные внебюджетные фонды в бюджеты административно-государственных и национально-территориальных образований. Необходимость объединения внебюджетных фондов с бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу за поступление этих средств ответственности не несут.
Рассмотрим подробнее отдельные фонды.
1 Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Средства Пенсионного фонда формируются за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей и работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ. Часть средств поступает за счет капитализации (вложения в коммерческие структуры) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц, может использовать кредиты банков.
В 1994г. страховые тарифы взносов установлены в следующих размерах:
для работодателей (по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям)
28% - предприятия, учреждения, организации
20,6% - предприятия по производству сельскохозяйственной продукции;
а также
5% - от дохода крестьянских хозяйств; Перейти на страницу: 1 2 3 4 5