Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь)
Снижение доли промышленного сектора, в том числе по численности занятых, экспертами всех стран расценивается как прогрессивное явление. С такими мерками к предстоящим структурным изменениям надо подходить и нам, тем более что этот сектор работает на дорогом привозном сырье.
Вместо того чтобы делать крен в сторону создания новых рабочих мест, надо прежде всего сокращать устаревшие и проводить преимущественную масштабную модернизацию сохраняющихся рабочих мест. Такой подход определен и в Российской Федерации как базовая составляющая инновационной политики. Естественно, что все модернизировать нельзя. Сокращение рабочих в некоторых отраслях неизбежно. Более того, в переходный период оно может быть весьма ощутимым и даже критическим для политики занятости. Однако экономики всех стран, включая самые развитые, научились "держать удар", развивая и поддерживая всеми возможными средствами так называемое малое предпринимательство, то есть малый, преимущественно частный бизнес. Его доля в ВВП по данным ООН составляет в США 50--52%, Италии -- 57--60%, Японии -- 52--55%, России -- 11%, а в Беларуси -- всего 6,6%.
Как известно, малое предпринимательство является движущей силой экономического развития любой, даже высокоразвитой, страны, а тем более для нас. Не создав условий для развития предпринимательства, нельзя преобразовать крупные промышленные предприятия, сельское хозяйство, наш быт. Недооценка значимости малого предпринимательства в Беларуси для решения социальных, инвестиционных и экономических задач может обернуться в будущем серьезным снижением эффективности экономики. Малое предпринимательство мобильно в рыночных условиях, способно насытить рынок товарами и значительно пополнить государственный бюджет налоговыми поступлениями. Оно активизирует население к ведению собственного дела, поиску финансовых и материальных ресурсов. Государство, недооценивающее роль малого предпринимательства, проигрывает и в темпах экономического развития страны, и в уровне развития отдельных территориальных единиц, особенно отдаленных и депрессивных территорий.
Разработка и привязка локальных программ по малому предпринимательству к конкретной территории позволили бы эффективно использовать ограниченные внутрирегиональные ресурсы, нерентабельные для крупных объектов. Оптимальная по занятости населения масса малых предприятий может даже стать аналогом крупных градообразующих производств. В такой ситуации малый бизнес перерастает в большой.
За 2002 год численность индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков, возросла почти на 10 тысяч человек и составила на начало 2003 года около 190 тысяч человек; а к маю нынешнего года их число увеличилось еще на 3 тысячи.
Малые предприятия -- это не организационная форма. Это выделение хозяйствующих объектов по размерам и численности работников и, как правило, частный бизнес. Ему, конечно, нужна государственная поддержка, особенно на стадии становления. Самой главной ее составляющей является снижение налогов или полное освобождение от них в первые годы деятельности. Очень важны также банковские кредиты, как правило, они небольшие. И наконец, стабильность законодательства, чтобы государство одним постановлением (например, о перерегистрации) не загоняло в тупик всех предпринимателей сразу.
Количество частных малых предприятий в республике на конец 2002 года составило 26,8 тысячи, что на 1445 больше, чем на конец 2001 года. Всего по республике (с учетом государственных) на конец 2002 года насчитывалось 29 тысяч малых предприятий. Возросла также среднесписочная численность работников на частных малых предприятиях по сравнению с 2001 годом (более чем на 10 тысяч человек).
Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной от реализации продукции и услуг, в 2002 году составила 21,8 процента. Удельный вес малого предпринимательства в ВВП составил в 2002 году 7,2 процента. Сегодня более 45 процентов частных малых предприятий осуществляют свою деятельность в сфере торговли и общественного питания, более 20 процентов – в промышленности, 11 процентов – в строительстве, 5,4 процента – в транспорте. Конечно, нужна система правовых актов и институтов, которые бы создали условия для развития и самоуправления предпринимательства в стране. Причем для создания такой системы не требуется больших инвестиций. Нужно только подготовить необходимую законодательную базу и перенести опыт других стран на нашу горькую действительность. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9