Шпаргалка к госэкзамену (экономическая специальность) 2002г.
2. Органистический тип – слабое или умеренное использование правил, децентрализация, участие работников в принятии решения, ответственность в работе, гибкая структура власти, небольшое количество уровней иерархии, не рутинная работа и степень нестабильности внешней среды велика.
По типу взаимодействий подразделений : традиционная, дивизиональная, матричная.
Традиционная организация – линейно функциональная система – основа линейная ветвь. Подчинение осуществляется преимущественно по вертикали, а функциональное подчинение носит двойной характер. Недостаток – наличие двойного подчинения работников. Дивизиональная организация – попытка устранения недостатка линейно-функциональной структуры. Впервые Jeneral Motors. Основная цель – обеспечение прибыльного производства. Конкретные виды продукции, распространена на предприятиях химии и машиностроения. Основное достижение сохранение возможности эффективности роста предприятия как по функциям так и по вертикалям (линиям). Наблюдается тенденция к укорачиванию целей, т.е. отказ от стратегического планирования, концентрация только на текущие цели. Недостатки: рост управленческого аппарата, рост накладных расходов, ограничение возможности роста работников.
Матричная структура 90 гг. IBM и Volvo. Создание спец. подразделений внедренного характера. Они необходимы в интенсивно развивающих отраслях с повышенной технологией. Основная проблема: подбор и расстановка кадров в коллективах. Появилась профессия фиксер.
Он руководит отделом: работает только он, а отдел бездействует. Часто используются полуавтономные группы: часть коллектива постоянные работники + работники со стороны. Проблемы
: тенденция к анархии, борьба за власть, развитие групповщины, накладные расходы, разрыв между верхними и нижними уровнями, крах в период общеэкономического спада, отсутствия контроля по уровням управления, трудности в принятии решений.
По типу взаимодействия с человеком. Корпоративная и индивидуалистическая. Корпоративная орган замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальная централизация и авторитетность руководства (семья, род, клан). Россия – министерства, ведомства. Человек для работы. Индивидуалистическая организация противоположность корпоративной. Свободная, открытое, добровольное объединение людей. Демократизм. Кооперация внутри организации друг с другом, человек отвечает сам за себя, суверенитет личности, общечеловеческая мораль и здравый смысл поведения. Работа для человека. Опыт показывает, что индивидуалистическая организация более прогрессивна.
19. Природа конфликта в организации, их типы. Причины конфликта и его процесс. Методы разрешения конфликтов.
Типы конфликтов: - конфликт целей (несовпадение целей), - конфликт заключающийся в расхождении сторон во взглядах в решении проблемы (решается временем), - чувственный конфликт, когда у участнков различные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей (раздражение, стилем поведения, взаимодействия).
Тейлор и Вебер видели в конфликтах разрушения свойств и предлагали меры по устранению конфликтов полностью из жизни организации. Уровни конфликтов в организации: 1) внутри личности (противостояние взглядов личности и общества), 2) между личностями (прав не прав всегда отстаивай личную точку зрения), 3) внутри группы, 4) между группами, 5) внутри организации. Методы разрешения конфликта.
Интерес к другим | ||
Интерес к себе | Разрешение кон фликта силой | Разрешение конфликта через сотрудничество |
Уход от конфликта | Войти в положение другой стороны |