Современные финансовые средства

Ps-j.ru

Международная торговля услугами: сущность, формы, специфика, структура, тенденции.

Международная торговля услугами

– специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Услуга

– изменение состояний институциональной единицы при ее взаимодействии с другой институциональной единицей на основе взаимовыгодности и взаимосогласия. (институциональная единица – часть из какой-либо совокупности) или Услуга

– разнообразный вид деятельности, не имеющий материального носителя в явном виде.

Разница между товарами и услугами

Товар

Услуга

1. Осязаемый

1. Не осязаемая

2. Храним

2. Не хранима

3. Возможен разрыв во времени между производством и потреблением; не нужен непосредственный контакт

3. Процесс производства и потребления совпадают; необходим непосредственный контакт

4. Количественно измерим и подконтролен при перемещении

4.При перемещении не подконтрольна; трудноконтролируема, следовательно слабо регулируема

Услуги подразделяются на:

1.

Неторгуемые услуги (производство и потребление возможно только на территории данной страны, напр., уличное освещение, коммунальные платежи).

2. Торгуемые услуги (поставка возможна за границу):транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные);связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.

3. Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы на инвестиции, зарплата нерезидентов).

4. Нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).

Определяют 112 видов услуг.

Основные формы международной торговли услугами:

-

поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территории другой (водный, воздушный транспорт, радиостанции, спутники связи);

- перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

- временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалиф-ные служащие ТНК или лица определенных профессий);

- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны(банковские, страховые, аудиторские, рекламные услуги).

На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 78% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 23% всего мирового экспорта услуг. Все более широкое распространение получают деловые услуги. Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами по­степенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экс­портерами услуг: Южная Корея — инженерно-консультационных и строительных, Мексика — туристических. Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России — 1%. Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультаци­онных и строительных услуг.

Тенденции развития:

-

снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

- увеличилась доля туризма в экспорте услуг;

- по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным и динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и пр.;

- произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг. Перейти на страницу: 1 2