Шпоры к госам
4.Большую роль играют показатели КБ-ов в перспективном планир-ии в целом и перспект фин планировании в частн. При разраб-ке прогнозов эк и соц развития гос-ва, терр-рий исп-тся фин показатели, в основе к-ых показатели КБ-ов.
Разработка эк-мат моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных КБ-ов. Для расчета фин ресурсов на перспективу иссл-ся корреляц связи м/д объемами доходов КБ0ов и такими переменными, как ВВП, НД, объем валовой продукции промышленности, с/х.
5. Показатели КБ-ов исп-ся также при расчетах, харак-щих разл виды обеспеченности жителей страны, терр-ий, напр, бюдж расх на 1 жителя на медиц обслуж, образование и др среднедушевые бюдж доходы. В свою очередь среднебюдж показатели явл-ся критериями для сравнит анализа состояния отд территорий. Показатели КБ страны исп-ся для сравнения с аналогичными показателями др гос-тв.
11. бюдж расходы, их функциональное назначение и эк содержение.
В соотв с БК расх бюджета – это денеж ср-ва, направляемые на финанс обеспеч задач и функций гос-ва и местного самоупр (ст. 6).
Величина бюдж расх зависит от многих факторов. Она опред-ся объемом ВВП страны; величиной дох гос-ва, к-ая, в свою очередь, зависит от уровня налогооблож, собираемости налогов, неналог поступл в бюджет; предпочтениями общ-ва в пользу перераспределительных программ и рядом др факторов.
Рассмотрим факторы, определяющие динамику расх:
1. Эк развитие страны. Если страна находится на этапе эк подъема, дох бюджета растут и, как следствие, расшир-ся возможности по осуществл бюдж расходов.
2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека - важная задача гос-ва. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосроч рез-та, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общ-ва в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохр, культуры и искусства и имеют значимый уд вес в бюджетах развитых стран
Базой для планиров расх на человеч развитие явл-ся демограф и соц показатели – числ-ть населения и отд его категорий (население с различ уровнем доходов; числ-ть детей дошкольн и школьн возраста, студентов учеб заведений; число больных по разл группам заболеваний и т.д.).
3. НТП: Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов обществ благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государств регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому сниж затрат на копирование информационных продуктов. В рез перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, к-ую д обеспечивать гос-во.
4. Институциональные и политич факторы. Гос расходы закрепл-я в законах, долгосроч программах, соглашениях с м/ждународн орг-циями. Для их пересмотра в закон о бюдж необх вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов гос-ва.
5. Внешние обстоят-ва. При возникновении чрезвыч ситуаций, таких как войны или природ катаклизмы, роль гос-ва в регулиров эк-ки существенно возрастает. Увелич-ся и госуд расходы, к-ые в дальнейшем с трудом поддаются сокращ.
Виды бюджетных расходов
По своему эк содержанию расх бюджета делятся на текущие и капитальные.
I. Текущие расходы
Тек расх предназначены для обеспеч текущ функционирования органов гос власти, органов местного самоупр и бюдж-ых учреждений, а также оказание гос поддержки др бюдж-ам и отд отраслям эк-ки в форме дотаций, субсидий и субвенций.
1.Государственные закупки: Рыноч система не м в необх объеме обеспечить произ-во таких товаров и услуг, к-ые обладают св-вами общественных благ. Они имеют важное соц-эк значение, однако, на их основе невозможно извлекать прибыль. По этой причине обеспечение произв-ва обществ благ явл-ся функцией гос-тва. В БК РФ использ-ся такое понятие, как госуд заказ. Под ним понимается совокупность заключенных госуд контрактов на поставку тов, произв-во работ, оказание услуг за счет ср-тв соответствующего бюджета
2.Социальные трансферты
Трансферты направл-ся на поддержку тех слоев населения, к-ые оказываются исключенным из рыноч процесса распределения доходов и не м самост обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частич нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных соц-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов м б поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед общ-вом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвыч ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости). Перейти на страницу: 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59