Шпоры по Госам МСХА
Сельскохозяйственные рынки
Рынок – система эк отношений, кот складываются в процессе производства, обращения и распределения продукции, работ и услуг и характеризуется свободой хоз субъектов в выборе продавцов и покупателей, формировании цен и источников ресурсов.
С.-х. рынки – система эк отношений между субъектами рынка в сфере обращения с.-х. и продовольственной продукции.
Функционирование рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в действительности определяют рыночный механизм. Основными из них являются: спрос, предложение, конкуренция и система цен.
Функции рынка в сельском хозяйстве:
Обеспечивает признание общественного характера труда на производство продукции.
Стимулирует рост эффективности пр-ва посредством рационального использования материальных ресурсов
Выступает регулятором аграрного пр-ва, информирует товаропроизводителей о спросе и предложении на продукцию
Способствует стабилизации цен на с/х продукцию
Служит мощным рычагом снижения издержек пр-ва на единицу продукции
Обеспечивает получение прибыли каждому нормально работающему предприятия
Обеспечивает повышение качества с/х продукции
Способствует ускорению научно-технического прогресса в с/х
Содействует установлению взаимосвязей между фазами пр-ва
Способствует решению социальных проблем в аграрном секторе
Классификация аграрных рынков:
рынок материально-тех ресурсов для с.-х. В его основе лежат три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, производство химических удобрений и средств защиты растений, комбикормовая промышленность. Эти отрасли характеризуются олигопольной структурой, те. На рынке доминируют несколько крупнейших фирм.
Рынок сферы услуг, предоставляемых с.-х. товаропроизводителям. Это система диллерских, ремонтно-тех, аудиторских и др. организаций и фирм.
Рынок маркетинговой сферы. Он делится по продуктовым сегментам и по конкурентным повелениям фирм.
рынок сырьевых продовольственных товаров (мукомольная, крупяная, сахарная и др. отрасли). Для него характерна относительная однородность и стандартизованность продукции, реализация товаров крупными партиями.
рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция неоднородна, высокодифференцирована (табак, консервы, кондитерские товары. Он олигополистичен.
Рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (молоко, мясо и т.д.)
Рынок продовольственной сервиса (т.е. общественное питание). Он имеет много уровней.
Сельскохозяйственный рынок.
Конъюнктура рынка - сложившаяся на рынке экономич. ситуация, которую хар-ют соотношение м/у спросом и предл-ем, уровень цен, товарные запасы и т.д.
19. Валовая и товарная продукция
Валовая продукция сельского хозяйства – суммарное количество произведенной в отрасли продукции за определенный период. Она состоит из валовой продукции растениеводства и валовой продукции животноводства.
ВП растениеводства – включает валовые сборы сельскохозяйственных культур с учетом побочной продукции, стоимость посадки многолетних насаждений, стоимость выращивания молодых многолетних насаждений и прирост незавершенного производства.
ВП животноводства – состоит из гот продукции, не связанной с убоем животных, приплода, прироста выращиваемого молодняка и взрослого скота, а также побочной продукции.
ВП сельского хозяйства учитывается в натуральном и в стоимостном выражении. В натуральных показателях она рассчитывается по отдельным видам продукции. В стоимостном м.б. рассчитана в сопоставимых или текущих ценах (товарная часть- по ценам реализации, нетоварная –по себестоимости).
ВП сельского хозяйства отличается от ВП с.-х. предприятия на сумму продукции подсобных отраслей и промышленных производств, а также доходов от работ и услуг на стороне.
Товарная продукция – часть ВП, предназначенная для реализации. Часть товарной продукции, отпущенной и оплаченной потребителем называется реализованной продукцией. Но на практике это синонимы. Основным показателем оценки товарной продукции является уровень товарности, т.е. процентное отношение товарной продукции в валовой.
В целом ВП =С+V+m, где С – потребленные средства производства, V+m – вновь созданная стоимость.
ВП=Фонд возмещения (материальные затраты с учетом амортизации)+Валовый доход (чистая продукция)
Валовый доход=Фонд потребления +чистый доход
Часть чистого дохода идет на накопления и называется фондом накопления (предназначен для расширенного воспроизводства).
Цена и ценообразование на продукцию с.-х.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Кроме того, цена – форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Т.е. как экономическая сущность цена проявляется только в условиях обмена товара. Функции цены:
измерительная – определяет стоимость товара, Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18