Шпоры по Госам МСХА
56. Организационно-распорядительные методы управления
(Или административные). С их помощью осуществляются регулирующие функции гос-ва. Основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций, позволяют оперативно воздействовать на ход событий в процессе упр-я, ср-во волевого и конкретного воздействия (определяют цели, распорядок и сроки выполнения задач, ресурсы и условия). Для них характерно прямое и быстрое воздействие на объект; обязательность выполнения решения. 2 группы адм-ных методов: 1.Организационные (связаны с постоянным совершенствованием механизма и структуры управления, основаны на использовании административных актов и норм). 3 вида организационного воздействия: а) регламентирование (жесткий вид воздействия, исходящий из единой системы управления в стране. Сущность – юр. закрепление общих требований и правил организационного состояния и поведения в отношении конкретных объектов. Различают структурное, функциональное, должностное, комплексное регламентирование, которые составляют систему. Объект - правовое положение с/х предприятий и его подразделений, порядок организации; разделение труда, размер и структура хоз-ва. Нормативные акты: ГК РФ, уставы, положения, учредительные договоры; в различных ОПФ деятельность отделов и управленческого аппарата регламентируется Положением об отделах, службах и органах управления, где фиксируются: главные задачи и функции субъекта; его построение; основные документы. Служебное положение, обязанности, права и ответственность работников определяются должностными инструкциями. Также применяется регламентирование самого процесса управлении. Объекты - взаимоотношения работников в процессе труда; дисциплина; формы стимулирования труда). б)Нормирование (воздействие путем разработки норм и нормативов, с помощью которых достигается пропорциональность элементов производства и труда, контроль за количеством и качеством труда). С помощью нормирования устанавливаются границы технологических, технических и организационно-экономических систем с/х производства. Виды норм и нормативов: 1. Для формирования структур управления: оптимальные размеры предпр-я и его подразделений; нормы управляемости; нормативы для расчета размера структурообразующих факторов и др. 2. Для организации процесса управления: нормы выработки и времени, обслуживания, численности, технические нормативы; нормативы по технологии управления; ГОСТы по делопроизводству и др. 3. Для оценки и оплаты труда раб-ков управления: порядок аттестации руководителей и специалистов; должностные оклады; нормы отчислений в фонды материального поощрения. Некоторые нормативы – на ед.времени, др. - средство административного воздействия. Характер и сила воздействия нормирования определяются содержанием и формой. Нормативы, служащие измерителем количества и качества труда чаще доводятся в форме заданий. Достоинства: гибкость упр-ния, стимулирование самоуправления и творчества, сочетание с экономическими методами. Недостатки: снижение четкости и определенности в постановке задач, оперативности их выполнения. Эффективность зависит от научной обоснованности нормативов, полноты учета нормообразующих факторов. в)инструктирование (разработка и доведение до исполнителя правил его поведения или перечня наставлений методического характера). По характеру действия: регламентирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволяющее исполнителю самому разрабатывать решения, но по опр-й методике. По времени действия: долгосрочные и кратковременные. Достоинства: инструкции вносят ясность во взаимоотношения работников, доводятся до исполнителя на длительный срок, повышают чувство ответственности, способствуют внедрению НТП, повышают качество и эффективность работы. Недостатки: нетворческое использование инструкций и рекомендаций. Формы воздействия: Приказы (издаются на гос. предприятиях только руководителями линейных служб в порядке исполнения постановлений и распоряжений вышестоящих органов. Это письменное или устное требование выполнить определенное задание с указанием сроков выполнения, используемых средств); Распоряжения (может отдавать каждое должностное лицо по вопросам, которые входят в его компетенцию. Его можно обжаловать у руководителя); Постановления (распорядительный документ коллегиальных органов); Планерки (форма оперативного распорядительства на с/х предприятиях); Производственные совещания (форма оперативного распорядительства. Собрания, совещания и заседания - эффективные рычаги управления, т.к. позволяют информировать подчиненных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ и т. д.); устные указания (отдаются руководителями всех уровней управления и предписывают, кто, где, когда и как должен действовать). Расширение сферы действия экономических методов в упр-нии производством требует частичного перехода от жестких методов воздействия (приказов и распоряжений) к более гибким (производственный инструктаж, рекомендации), что увеличивает самостоятельность подразделений и способствует развитию творчества и инициативы работников. Распорядительное воздействие больше, чем организационное, нуждается в контроле исполнения. Приказы, постановления и распоряжения должны быть обоснованны. Перейти на страницу: 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39